РЕФЕРАТ на
тему:
“Это ребусы из чисел; буквы,
звездочки – их шифр”
Введение.
Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Вся наша жизнь – беспрерывная цепь игровых ситуаций. Они бывают, значительны, а бывают, пустячны, но и те, и другие требуют от нас принятия решений. Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О. Макарова и американца С. Лойда.
На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э. Циолковский, К.С. Станиславский, И.Г. Эренбург и многие другие выдающиеся люди.
Числовые ребусы.
Понятие ребуса.
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или число изображены комбинацией фигур, букв и знаков.
Мы привыкли к тому, что число и слово, – совершенно разные вещи; первые – удел точных наук, словесность же, в частности языкознание, занимается вторым. Правда, из древних времен доносятся до нас отголоски представлений о неких мистических связях чисел с далекими от арифметики вещами и понятиями. Вспомним, что, в конце концов, названия (или имена) чисел это слова. И как раз в числовых ребусах прослеживается связь между буквами и числами.
Принцип создания числового ребуса.
Каков же принцип создания числового ребуса? Принцип достаточно прост. Каждая буква обозначает цифру, одинаковые буквы – одинаковые цифры. Вместо букв в числовых ребусах могут использоваться условные знаки. Одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры. При использовании в ребусах знака “*”, знак “*” обозначает любую цифру от 0 до 9.
Примеры числовых ребусов.
Приведем примеры числовых ребусов:
ЧАЙ : АЙ = 5 (125 : 25 = 5)
РОЗА + ОЗА + ЗА + А = 2000 (1465 + 465 + 65 + 5 = 2000)
КОЛ х КОЛ = ПРИКОЛ (625 х 625 = 390625)
КОШКА + КОШКА + КОШКА = СОБАКА (56350 + 56350 + 56350 = 169050) (57350 + 57350 + 57350 = 172050)
4*36* + 12*7 = *2*98 (41361 + 1237 = 42598)
5*6* + *0*4 = 10981 (5967 + 5014 = 10981)
Эти весы нужно уравновесить, заменив буквы цифрами так, чтобы вес каждой чашки был равен 900
Решение числовых ребусов.
Как же решаются числовые ребусы? Покажем на примере размышлений мистера Холмса и доктора Ватсона.
Ох, мистер Холмс, — доктор Ватсон потряс в воздухе бумажкой, испещренной многочисленными знаками. — Я всегда удивлялся вашей необыкновенной способности находить решения в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, но боюсь, что в данном случае все ваше волшебное искусство окажется бессильным.
Мой дорогой Ватсон, — Холмс, не спеша, отвел в сторону трубку и выпустил сизое колечко дыма, — право же, не стоит впадать в излишнее возбуждение от пустякового ребуса, в котором вместо букв следует подобрать всего лишь парочку-другую цифр из ограниченного набора. Жизнь нам преподносит гораздо более содержательные загадки, достойные сопереживания и беспокойства истинного джентльмена.
Вы опять меня поражаете, — как же вы догадались, что речь идет именно о числовом ребусе?
Это элементарно, Ватсон. Вы же целый час сосредоточенно читаете журнал “Квант”, на странице которого помещен предмет вашего пристального внимания, а именно: расшифровать пример на сложение:
РОЗА + ОЗА + ЗА + А = 2000
И что же в этом примере — прямо скажем, для младших школьников — вызвало у вас столь непреодолимые трудности?
Видите ли, Холмс, в данном случае мы сталкиваемся с задачей огромного числового перебора. Похоже, здесь нужно рассмотреть в общей сложности где-то около полумиллиарда вариантов. Бедные детишки!
Хм, Ватсон, кто много перебирает, тот мало думает. — Холмс окутал себя еще одной порцией табачного дыма. — Совсем нет необходимости рассматривать все мыслимые варианты. Например, со всей определенностью можно утверждать, что А = 5.
Холмc, вы хотите сказать, что А = 5. Простите, но я не пойму, на чем основана столь смелая догадка, ведь А может быть равна и 0.
Это не догадка, а непреложный математический факт. Допустим А = 0, тогда З х 3 должно оканчиваться на 0. Этого не может быть, так как при умножении на 3 любого числа результат не оканчивается на 0.
В таком случае число З = 6, так как при А = 5 З х 3 должно оканчиваться на 8.
Браво, Ватсон. А чему же равно число О?
Сумма О + О должна оканчиваться на 8. Это возможно при О = 4 или 9. И О = 4.
Теперь вам должно быть понятно, что Р может быть равным только 1.
Ох, это великолепно, Холмс! Итак, возможно только одно решение: 1465 + 465 + 65 + 5 = 2000. Ах, Холмс! Я не могу удержаться, чтобы не оценить ваш метод. Это действительно великолепно!
Заключение.
При написании реферата я изучил множество книг по занимательной математике. Я узнал, что есть математические фокусы, которые основаны на свойствах цифр. Есть множество головоломок, которые не сразу отгадаешь. И в этом их прелесть. Но больше всего мне понравились числовые ребусы. Захотелось не только их решать, но и создавать самому. В одном из номеров журнала “Наука и жизнь” читатель, решая ребус МУХА + МУХА = СЛОН, привел свои варианты превращения мух в слона. Например, слон может получиться из суммы трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми и даже девяти мух. Это еще раз свидетельствует о том, что люди любят не только решать, но и создавать ребусы, головоломки, фокусы, каждый раз ставить перед собой все новые и новые задачи, изучать удивительный мир чисел.
Список используемой литературы.
Березнев А.В. “Кроссворды, игры, загадки”: Сборник – Ростов-на-Дону, 1998
Ожегов С.И. “Словарь русского языка”
“Наука и жизнь”, 1992, №3
“Квант”, 1992, №2